В среднем подростковый возраст представляет собой период примерно от 10 лет до 16-17 лет и связан с физическими изменениями ребенка, взрослением, половым созреванием и переходом во взрослую жизнь. В это время происходят серьезные изменения как в части самого тела, так и в духовной сфере, формируются определенные приоритеты, жизненные ценности, интересы и стремления. Однако этот период очень труден как для подростков, так и для родителей, поэтому важно уделять особое внимание дисциплине, чтобы не допускать конфликтов, недоразумений и изоляции. Эту фазу проходят все, и девочки, и мальчики, но возраст, в котором возникают первые трудности и изменения в организме, может сильно различаться.
В зависимости от личности, личностных особенностей, воспитания и многих других факторов переходный период может быть относительно гладким или сопровождаться серьезными конфликтами между сверстниками и родителями. Если процесс идет противоречиво, говорят о так называемом «подростковом кризисе».
- Подростковый кризис: причины и проявления.
- Изменение политики воспитания.
- Особенности подросткового возраста.
- Основы конфликтного поведения: проблемы подростков.
- Конфликты подростков с родителями.
- В чем суть конфликтов?
- Хамство, грубость к родителям, непослушание.
- Проблема недостаточного внимания родителей и вседозволенности.
- Постоянные требования приобретения материальных ценностей.
- Проблемный круг общения, неподходящие друзья.
- Проблемы со школьной успеваемостью.
- Проблемы неаккуратности и отказ от выполнения домашней работы.
- Чем помочь родителям, поиск мотивации.
- Проблема конфликтов подростков со сверстниками.
- Буллинг в подростковой среде.
Подростковый кризис: причины и проявления.
Мы считаем кризисом, когда у подростков возникают определенные трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, возникают конфликты, вызванные процессом формирования личности подростка и борьбой за собственную индивидуальность и независимость.Я говорю о периоде. Такой кризис может возникнуть, если у ребенка есть проблемы внутри семьи, он находится в невыгодном положении со стороны родителей или имеет проблемы с коллективом., возникает, когда ребенку необходимо доказать свою состоятельность, то есть свою способность принимать самостоятельные решения и достигать целей определенный социальный статус.
Таких критических периодов можно легко избежать, если родители и дети умеют общаться, договариваться, идти на компромисс и находить компромиссы на равных. Важно с раннего возраста строить отношения с детьми в атмосфере доверия и формировать чувство ответственности за свои действия. Также важно научить детей вести себя как взрослые до того, как они достигнут подросткового возраста. Оно основано на уважении чувств и желаний ребенка и развитии умения идти на уступки по отношению к ребенку, при этом твердо устанавливая границы, которые нельзя переступать в поведении.
Изменение политики воспитания.
Проблема воспитания подростков – задача непростая. Это связано с тем, что методы, подходящие для детей раннего возраста, больше не будут эффективны для подростков. Если вы будете слишком суровы, это вызовет дистанцию, изоляцию и конфликтные ситуации, и подросток со временем перестанет рассказывать родителям о своих переживаниях и проблемах.
Но если они полностью подчинятся, выполнят все свои желания и не будут контролировать себя, у них могут возникнуть проблемы в школе, устроиться на работу в опасную компанию или стать зависимыми от алкоголя или наркотиков .
Оптимальным типом общения считается спокойное и дружелюбное отношение к ребенку на равных. Родителям важно любить своих детей и уметь поддержать их в трудную минуту, но в то же время им необходимо быть твердыми в некоторых вопросах и проявлять терпение при отказе в некоторых просьбах.
Сочетание средней тяжести и средней тяжести – лучшее отношение к подросткам.
Родителям важно понимать особенности поведения своего ребенка и осознавать любые проблемы, когда ребенок с ними сталкивается. Зная особенности психологии развития и мышления ребенка, родители смогут найти лучший способ справиться даже с самыми трудными ситуациями.
Особенности подросткового возраста.
Подростки имеют определенные характеристики, которые могут вызывать конфликты со взрослыми и сверстниками:
- Постарайтесь проявить зрелость. На фоне непрерывных физических и психологических изменений подростка он пытается показать всем, что стал взрослым и у него появились новые потребности и желания. Однако зачастую нет возможности удовлетворить новые потребности, что приводит к конфликтам дома и в школе. То есть вам хочется свободы, толерантности, общения с друзьями, но родители заставляют вас выполнять определенные домашние дела. Или объект его обожания не отвечает взаимностью, даже если возникают чувства первой любви или интимного желания. Это создает конфликтность внутри личности и приводит к провоцированию конфликта из-за недовольства собой.
- Упрямство вперемешку с негативным мышлением, когда подростки начинают игнорировать просьбы и требования родителей, делать что-то гневно или делать прямо противоположное. Для него подобные действия и проявления неповиновения — попытка самоутвердиться. Иногда это рассматривают как подсознательную попытку защитить нервную систему от чрезмерных изменений.
- Сильное желание все делать самостоятельно. Одной из основных мотиваций, движущих подростками, является желание отделиться от родителей. Это признак того, что в его развитии все происходит идеально, своевременно и точно. В общении с родителями он определяет рамки дозволенного, постепенно расширяет их в стороны, тем самым определяя, насколько его родители готовы пойти на уступки и где остановиться.
- В продолжение предыдущего пункта желание защитить свои права. По мере взросления дети испытывают изменения, что дает пищу для мысли о том, что у них уже есть доступ к определенным привилегиям, предоставленным взрослым. Чаще всего претензии прав касаются времени отхода ко сну и возвращения с улицы, без указаний родителей, посещения мест, которые друзья считают нужным, и попыток общения с интересующими людьми.
- Приоритетное общение со сверстниками. Знакомые и друзья в этот период становятся самыми важными людьми в жизни ребенка, становясь своего рода идеалом и примером для подражания. Подростки собираются в группы с одним или несколькими лидерами, которые действуют как авторитеты для всех остальных. И они исключают родителей из властных позиций, важно не их мнение, а признание внутри группы и со стороны ее лидеров. Родители беспокоятся о таких компаниях, но в целом это неплохо. Таким образом, подростки осваивают социальные навыки и общение во взрослой среде. Важно не перейти грань между правом и моралью.
- Они исследуют себя и пытаются оценить свои способности. Подростки пробуют разные виды деятельности, например, спорт и творчество, чтобы определить свои способности и потенциал. Это часто приводит к тому, что дети идут на необоснованный и чрезмерный риск и демонстрируют вызывающее поведение по отношению к сверстникам и родителям. Через них они бросают вызов самим себе.
- Рефлексия, особенно обращение внимания на свой характер. Дети постепенно начинают концентрировать внимание на своих чувствах и мыслях, начинают анализировать собственные действия и поступки, чувства и отношение к окружающему, этико-нравственные качества, реакции на различных людей и события. Они определяют структуру своей личности, сравнивая ее с другими, и формируют о себе определенное мнение, сравнивая ее с идеальным образом. При обнаружении идеальных качеств самооценка повысится, но в ряде случаев самоанализ может стать предвзятым, что приводит к значительной занижению собственной самооценки, что может привести к проблемам в поведении и общении ребенка.
- Внимание к внешнему виду и созданию «оболочки». Они уделяют пристальное внимание своей внешности, одежде, прическе и стилю, стараясь скрыть имеющиеся у них комплексы, такие как большой нос, кривые ноги или некрасивая попа. Поскольку они еще не поняли своего внутреннего обаяния, важно, «как их встречают по одежде», и именно так подростки завоевывают авторитет среди сверстников.
- Сильное влечение к противоположному полу. Симпатия, появление первой любви, интерес к противоположному полу стимулируются половыми гормонами. Подростки изучают роли взрослых и сексуальное поведение, а также учатся формировать отношения. Они влюбляются, но переживают за чувства друг друга, переживают из-за возможности быть отвергнутыми и не знают, как правильно вести себя в такой ситуации. Эти эмоции приводят к целому спектру переживаний у подростков, что, в свою очередь, формирует их поведение и общение с друзьями и семьей.
Основы конфликтного поведения: проблемы подростков.
Зачастую причинами конфликтов и ненормального поведения являются конкретные проблемы подростков, связанные с физиологией и психологией этого возраста. Поэтому резкий подъем гормонов может не лучшим образом сказаться на их здоровье, вызывая головные боли и болезни, чрезмерные эмоции, которые могут стать причиной их резких высказываний и действий.
В подростковом возрасте повышается уровень тревожности и могут возникать эмоциональные всплески. Они беспокоятся о том, как их примут среди сверстников и насколько они важны для других. Важно!Постоянная тревога может привести к депрессии и неврозам.
Застенчивость и страх, связанные со слабым голосом, физическими изменениями и страхом сделать что-то глупое или произнести неправильное слово или фразу. Они боятся показаться маленькими, сказать что-то неуместное или глупое или показаться смешными.
Гнев и агрессия связаны с гормональными изменениями и повышением уровня тестостерона у мальчиков. Гнев и негативное отношение к родителям могут стать причиной проблем в общении с ними. Попытки расстаться с близкими могут быть болезненными, а также могут подпитываться внутренними конфликтами подростка. Отсюда и возникают резкие реакции, грубость и агрессия.
Наличие неуверенности в себе и тот факт, что ребенок не любит себя, могут спровоцировать конфликты и агрессию, вызвать разлад в общении с родителями и друзьями, привести к проблемам в учебе. Наличие критики, претензий и замечаний со стороны родителей приводит к убеждению в своей незначительности, и он боится, что об этом узнают его друзья.
Когда рост скелета опережает рост всех других тканей и систем, скачки роста вызывают проблемы с успеваемостью и общей трудоспособностью. Кора головного мозга может временно страдать от недостатка кровообращения, что может привести к снижению работоспособности, утомляемости, потере памяти и общей неудовлетворенности.
Отклонения от средних условий физического и полового развития. Если ребенок внешне значительно отличается от других детей, он или она может стать мишенью для нападок или насмешек со стороны других. Важно, чтобы он понимал, что это особенности личности, а не его пороки, и что это явление временное и исправимое.
Гормональные изменения и физические характеристики могут вызывать эмоциональные всплески, делая детей непослушными, эмоциональными и взрывоопасными. Нередко такое поведение родителей вызывает непонимание и агрессию со стороны родителей с целью сохранить лидерскую позицию и задобрить властное отпрыско. И когда проблемы одного человека встречаются с непониманием другого, вспыхивают серьезные конфликты.
Конфликты подростков с родителями.
Подростковый возраст – это своего рода период, когда ребенок постепенно отделяется от родителей и обособляется как самостоятельная личность. Психологи иногда называют это вторым «перерезанием пуповины». Этот процесс медленный и трудный и часто сопровождается спорами, спорами и определенными разногласиями, связанными с разными взглядами на окружающую действительность. Бояться этого не нужно, ведь наличие конфликтов также определяет развитие личности в подростковом возрасте и ее формирование, способствуя проявлению в ребенке новых качеств. В ходе конфликтов подростки учатся выстраивать отношения с людьми, имеющими отличное от них мнение, что помогает им отстаивать свою точку зрения, мнение, позицию по тому или иному вопросу.
Исход конфликта можно выбрать в общении с родителями и на их примере, а затем либо сотрудничать с окружающими, идти на компромисс, идти на уступки, либо вообще избегать конфронтации.Вариантов несколько.
Все конфликты между родителями и подростками в идеале должны заканчиваться компромиссом, когда обе стороны сокращают список требований и уступают, или если включен вариант сотрудничества. Другими словами, стороны решают вопросы без разногласий и разрешают конфликты совместно. Однако на самом деле позиции подростков и родителей диаметрально противоположны, поэтому не всегда легко добиться взаимопонимания с обеих сторон. Поэтому, взрослея, дети стараются приобрести большие свободы и права, а родители, стремясь оградить их от бед и опасностей, ограничивают эти права и свободы. Это часто является причиной споров. В результате это может привести к крикам и скандалам, угрозам конфронтации и жалобам.
В чем суть конфликтов?
В борьбе за свободу подросток, видя изменения в своем теле, пытается перенять взрослые модели поведения и считает, что уже может поступать по-взрослому, помимо запретов, налагаемых родителями, молодыми людьми. Вы можете пить или курить и приходить домой поздно. Родители реагируют на это негативно и стараются уберечь своих детей от слишком быстрого взросления. Это основа конфликта. Психологи советуют в этой ситуации дать подростку те свободы и права, которые он уже вырос и готов принять. Вас могут отпустить позже, если вы приедете вовремя, или вы можете забрать друга домой, если готовы поддерживать порядок после свидания, но нарушение договора влечет за собой лишение свободы.Нужно объяснить ребенку. Кроме того, важно определить, усвоил ли подросток запреты, которые не следует строго нарушать (социально и физически опасное поведение, такое как употребление алкоголя, курение, наркотики, опасное для жизни поведение). Тогда такая относительная свобода для ребенка будет безопасной.
Хамство, грубость к родителям, непослушание.
Подростки проявляют непослушание в своем поведении, пытаются подорвать авторитет родителей, реагируют грубо и резко. Причиной такого поведения может быть несколько явлений. Во-первых, подростки стараются дистанцироваться, и с эмоциональной точки зрения им легче дистанцироваться от людей, с которыми у тебя не очень хорошие отношения.
Кроме того, родители придерживаются определенного стиля воспитания, предоставляют подростку ограниченную свободу, не верят в его таланты и силы, не поддерживают его достоинство и даже унижают его. В этом случае агрессивные выпады — естественная попытка защитить самооценку, и в этот период вы уязвимы и беззащитны. Важно объяснить ребенку, что грубость и неуважение в общении недопустимы, важно научиться договариваться с родителями и находить общий язык.
Проблема недостаточного внимания родителей и вседозволенности.
Подросткам важна поддержка и уверенность в том, что их любят и что они могут рассчитывать на поддержку родителей в любом вопросе, если это необходимо. Но при этом вы должны четко знать не только то, что вы можете сделать, но и что дозволено и границы слова «невозможно». Проблемы возникают, когда подростки остаются совершенно безнаказанными, а нарушения общепринятых норм и откровенное непослушание становятся привычным поведением. Кроме того, психическая нестабильность, стрессы, проблемы в жизни, недостаток внимания со стороны родителей и т д могут привести к различным суицидальным наклонностям и аморальным поступкам.
Постоянные требования приобретения материальных ценностей.
Оснастив себя чем-то, что выделяется среди остальных подростков, он может присоединиться к группе и стать своим. Подростки активно используют гаджеты и разные виды одежды, чтобы придать себе статус, отражая принадлежность к определенной группе или субкультуре. Для многих детей вхождение в ту или иную «касту» стало чуть ли не самоцелью, и родителям приходится убеждать своих детей, что внешность и материальные ценности менее важны в жизни.Я не могу вам этого позволить. Понимание этих вещей требует возраста и опыта. Важно поговорить с ребенком о том, что его желания понятны и родители знают о них, но пока у них нет возможности их реализовать. В качестве компромисса вы можете предложить отложить определенную сумму на желаемую покупку.
Проблемный круг общения, неподходящие друзья.
Друзья, важные и авторитетные в глазах подростков, не обязательно получают одобрение со стороны родителей. Если есть определенные доводы, подкрепленные доказательствами, стоит рассказать подростку о своем отношении к этому человеку. Это не значит, что подросток будет прислушиваться к сказанным словам, но он обязательно узнает, что у кумира есть недостатки. Также важно попробовать альтернативные варианты. Попробуйте изменить круг общения посредством посещения лагерей и спортивных секций, студий и мастер-классов. Важно создать такие условия, чтобы подростки могли завести новые знакомства и друзей, расширить свой опыт общения и научиться лучше понимать людей.
Проблемы со школьной успеваемостью.
Средняя и старшая школа могут быть более сложными в учебе, и не все подростки могут освоить программу с отличием. Важно также учитывать возрастные особенности и гормональные изменения, которые могут привести к нарушению мозгового кровообращения и невротическим расстройствам. У детей обоих полов в этом возрасте могут наблюдаться плохая успеваемость, проблемы с памятью и снижение мыслительной активности. У мальчиков-подростков могут быть плохие отношения со своими учителями из-за непослушания или вызывающего поведения. Можно улучшить академические способности вашего ребенка, дав ему мотивацию посещать этот университет, но если этого недостаточно, важно поддержать его посредством занятий с частным репетитором.
Проблемы неаккуратности и отказ от выполнения домашней работы.
Нередко внимание подростков сосредоточено на процессе общения со сверстниками и оценке того, как они выглядят со стороны, а порядок в собственном доме и комнате в сферу их интересов не входит. Это серьезная проблема для родителей. Важно напомнить подростку, что его общее впечатление также зависит от его отношения к вещам и оценки порядка в доме, и привить привычку поддерживать порядок повсюду.
Часто проблема родителя заключается в кардинальном изменении внешности или имиджа, которое может не понравиться родителю.
Пирсинг, татуировки, радикальные цвета волос и стрижки – это способы заявить о себе, утвердиться в среде, произвести впечатление и порадовать себя. Важно относиться к этому с уважением и не быть напористым.
Чем помочь родителям, поиск мотивации.
В подростковом возрасте правильная мотивация очень поможет наладить общение с подростком. Это побуждает их учиться, помогать по дому и выполнять определенные обязанности. По мнению психологов, можно использовать различные варианты мотивации:
- Финансовые стимулы с четко определенным распределением расходов
- Приобретайте определенные вещи, но учитывайте реальные финансовые возможности родителей (оборудование, купоны, книги и т д)
- Определенные права и свободы, разрешение ходить в клубы и ночевать.
- Взаимное выполнение взятых на себя обязательств. Это следует заранее согласовать с подростком. При этом возникает необходимость строгого соблюдения выполняемых обязательств, как в сторону увеличения свобод при соблюдении условий соглашения, так и в сторону уменьшения свобод в случае нарушения подростком своих обещаний. Также важно четко сформулировать все причины, по которым вы совершаете данное действие в нарушение договора.
Важно использовать различные виды бонусов и привилегий в качестве положительного подкрепления и вознаграждения за позитивное поведение. Лишение этих бонусов является наказанием за мошенничество. Не допускается применение телесных наказаний и различных методов морального унижения. Также не следует смеяться над желаниями подростков.
Важно спокойно объяснить, что было не так, какие ощущения и эмоции вызвали его действия, но длинные лекции подросток не оценит. Нельзя громко кричать или позволять подросткам кричать в противоположную сторону. Важно на некоторое время отложить разговор, чтобы успокоиться и разобраться в вопросе.
Проблема конфликтов подростков со сверстниками.
В подростковом возрасте нужно расширять круг общения, чтобы заводить друзей. Дети проводят с ними все свободное время и постепенно учатся строить отношения, любовь и дружбу. Такие навыки сильно повлияют на вашу дальнейшую жизнь. Конфликты со сверстниками – зачастую самое неприятное в жизни подростка. И важно не только общаться с коллегами, но и занимать среди них определенное положение, иметь определенную позицию – лидерскую, какую-то доминирующую позицию. Чем выше самооценка и способности ребенка, тем больше вероятность того, что он захочет претендовать на более высокое положение.
В некоторых случаях на лидерские роли внутри группы могут претендовать одновременно несколько подростков. Поэтому нередко возникают конфликты, когда интересы пересекаются и конфликтуют. События могут развиваться дальше исходя из особенностей воспитания, нового стиля общения в семье, уровня агрессии и темперамента. Высокий уровень интеллекта позволяет подросткам меньше конфликтовать, договариваться и находить компромиссы. Подростки, которым не удалось достичь своих целей в этой группе, могут взять на себя вторую роль или попытаться добиться того, чего они хотят, в другой группе.
Буллинг в подростковой среде.
Часто причиной конфликта становятся издевательства. Это постоянные насмешки, травля ребенка из-за тех или иных отличий от других. Обычно это спокойные, тихие дети, не умеющие постоять за себя и противостоять преступникам. Издевательства могут быть вызваны самыми разными ситуациями, даже небольшими. Это могут быть внешние отличия от других, определенные события, отражающиеся во внешности, увлечения или семейная ситуация, существенно отличающиеся от других, успехи в учебе или, наоборот, неудачи.
Конфликты такого типа могут перерасти в физическое насилие или привести к моральному давлению. Разрешение таких конфликтов зачастую оказывается непростой задачей. Важно научить ребенка отстаивать свои интересы, развить уверенность в себе и помочь ему приобрести навыки защиты. Конфликт разрешается, когда обидчик получает соответствующий отпор или переключает свое внимание на кого-то другого и исчезает из группы. Однако вмешательство родителей важно, если конфликт продолжается, поскольку наказание за проблему или агрессора обычно контрпродуктивно.
Конкуренция за позиции внутри группы будет столь же ожесточенной. Именно так сильные личности обычно вступают в конфликт, когда борются за внимание противоположного пола, внимание взрослых или статус среди сверстников. Конкуренция обычно положительно влияет на характер подростков, поэтому психологи рекомендуют не вмешиваться в подобные дела и дать им самим разобраться в своих отношениях с ними. Часто подростки намеренно противопоставляют себя другим детям в своей группе, чтобы гармонировать и выделиться среди всех остальных.
Алена Палецкая, педиатр и медицинский наблюдатель.