«Ваш ребенок совершенно невнимателен» — слова, которые родители часто слышат от учителей. Когда ребенок идет в школу, к нему предъявляются новые и необычные требования. Учебный процесс требует от детей терпения и концентрации на задачах. Когда маленькие дети поступают в школу, эти качества развиты не полностью. Однако повысить внимание и концентрацию ученика вполне возможно, главное – найти подход к своему ребенку.
Что такое внимание?
Каждую секунду мы получаем массу информации из внешнего мира. Но из всего потока наш мозг фокусируется только на важной информации и отфильтровывает неважную. Этот механизм приводится в движение вниманием. С психологической точки зрения внимание – это способность человека концентрировать внимание на определенном явлении или объекте. Внимание у маленьких детей развито не полностью. И по мере того, как ребенок идет в школу и подрастает, его концентрация внимания становится все лучше и лучше.
Психологи различают виды внимания на непроизвольные и произвольные, причем непроизвольное внимание связано не с участием воли, а с необходимостью человека приложить усилие, чтобы сконцентрироваться на том или ином объекте. Например, предположим, что родитель идет по улице со своим ребенком. Внезапно кто-то позади вас выкрикивает чужое имя. Ребенок обернется, услышав это восклицание, даже если это не его имя. Это непроизвольная реакция на звуковой раздражитель и проявление непроизвольной памяти.
Произвольное внимание означает использование воли. Другими словами, человеку необходимо приложить усилия, чтобы сконцентрироваться на определенном предмете в течение определенного периода времени. У маленьких детей возникают трудности с этим параметром, так как сфера воли еще не полностью развита. Очень сложно заставить ребенка поработать или сидеть на месте, если он этого не хочет. Основной задачей обучения является именно развитие спонтанного внимания малыша.
Влияние семьи на развитие ребенка.
Маленькие дети познают мир через своих родителей. Естественно думать, что детская невнимательность может быть копией поведения взрослых. Когда родители отвлекаются и неорганизованы, такое поведение воспринимается детьми как норма. Поэтому у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания.
Однако родители также могут быть хорошим примером для своих детей. Например, когда вы собираетесь на работу, вы вслух комментируете свои действия. «Я сейчас собираю вещи. Кладу туда блокнот, ручку и телефон. Все эти вещи нужны мне для работы. Я проверяю, чтобы ключи были в кармане сумки». Дети тоже Вы можно попробовать ту же игру. Например, проговаривайте вслух свои действия, собираясь в школу. Это поможет развить концентрацию вашего ребенка.
Вы можете использовать свое свободное время, чтобы улучшить концентрацию внимания вашего ребенка. Прогуливаясь по улице, родители могут обратить внимание ученика на разные предметы и попросить описать их. «Посмотрите на этот дом и опишите его. Какого цвета дом, крыша? Сколько окон в здании? Эти простые методы помогут вашему ребенку улучшить концентрацию внимания.
Правильно организованный режим дня.
Залог успешного обучения ребенка – грамотно спланированный распорядок дня. Четкий график работы и отдыха облегчит «участие» вашего ребенка в школе. Одним из наиболее важных аспектов является сон. Учащиеся начальной школы спят около 10 часов в сутки. Если ваш ребенок придет на урок сонным, вы не сможете сосредоточиться и работать продуктивно.
Внеклассная деятельность хороша, но в меру. Родителям, переводящим детей с одного факультатива на другой сразу после школы, нет никакой пользы. Ребенок не сможет справиться с таким большим объемом информации и просто устанет. Детям нужно свободное время, чтобы расслабиться.
Также для здорового развития ребенка необходимо устраивать ежедневные прогулки на свежем воздухе продолжительностью 2-3 часа. Кстати, прогулка включает в себя и активную игру с такими предметами, как мячики. В целом занятия спортом очень эффективны для повышения внимательности и концентрации. Поэтому вы можете отдать малыша в танцевальную или спортивную секцию.
Очень важно организовать рабочее место ребенка дома. Это может быть другая комната или ваш собственный уголок квартиры. Здесь студенты выполняют свои задания, а также хранят все свои учебники и конспекты. Также важно научить ребенка поддерживать порядок на рабочем месте. Желательно, чтобы дети делали домашнее задание каждый день в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включиться в процесс изучения школьных предметов.
Во время выполнения домашнего задания ребенок не должен ни на что отвлекаться. Лучше выключить телевизор и не разговаривать громко с членами семьи. Отсутствие внешней стимуляции улучшит концентрацию вашего ребенка и поможет ему быстрее выполнить домашнее задание.
Специальные упражнения.
Без развитого внимания и концентрации невозможно эффективно учиться в школе. При недостаточной концентрации внимания и плохой концентрации дети допускают ошибки в заданиях и плохо запоминают материал. Для развития этих важных навыков используются разнообразные приемы, которые легко воспроизвести в домашних условиях.
Упражнение «Пуговицы».
Для этого упражнения потребуется два набора кнопок разного цвета. Родители и дети сидят за столом лицом друг к другу. Один набор кнопок держит ребенок, а другой — взрослый. Каждому участнику также будет выдан лист бумаги с отмеченным на нем квадратом. Перегородка будет помещена в центр стола.
Взрослый совершает первое действие – расставляет пуговицы на бумаге в определенном порядке. Раздел будет удален. В течение 10 секунд ваш ребенок смотрит на расположение кнопок и запоминает рисунок. После этого раздел будет установлен заново. Теперь учащиеся должны по памяти с помощью кнопок выложить на бумаге тот же узор.
Упражнение «Жук».
Подготовьте лист бумаги с отмеченными на нем ячейками. Суть упражнения в том, что ребенок должен представить в голове, как жук ползает под руководством взрослого. Затем родители отдают приказы. Например, когда вы выполняете такое действие, как жук ползет вверх или жук ползет вправо, вам нужно представить в голове, как движется жук, не перемещая при этом ручку или карандаш по бумаге. В какой-то момент взрослый говорит: «Стоп», а ученик карандашом отмечает точку в ячейке, где должен находиться жук.
Корректурная проба.
для этого упражнения вам нужно будет подготовить старую книгу или газету с написанным на ней длинным отрывком. Взрослые могут дать задание, например, подчеркнуть в тексте все буквы «а» снизу и зачеркнуть все буквы «о». Затем он рассчитывает время на пять минут, и ребенок начинает выполнять задание. Со временем ребенок перестанет заниматься. Затем проверьте у родителей, насколько хорошо они справились с заданием и сколько букв пропустили.
В будущем игра может усложниться. Например, первый символ подчеркнут, а другой зачеркнут. Затем взрослый командует: «Внимание!». В этом упражнении поступите наоборот: зачеркните первую букву и подчеркните вторую.
Игра «Повтори фразу».
Эта игра подойдет как юным, так и старшим школьникам. Взрослые произносят фразу «Я собираюсь прогуляться со своей сумкой». Затем повторяется та же фраза, но с добавлением нового объекта. Постепенно увеличивайте количество предметов до 10, затем до 20 пунктов. Ребенок должен назвать предметы и повторить фразу в правильном порядке.
Внимание – качество, которое можно и нужно развивать. Не полагайтесь исключительно на школьных учителей. Проводите больше времени со своими детьми, выполняйте вместе специальные игровые упражнения и организуйте распорядок дня своих учеников. Все эти приемы сразу помогут повысить внимание и концентрацию ученика.
Валерия Григорова, врач, медицинский наблюдатель.