Агрессивное поведение детей – патология или поведенческая реакция?

Психиатрия

Одной из психологических проблем современности является детское агрессивное поведение, или поведение, при котором дети намеренно пытаются причинить вред другим. В некоторых случаях такое поведение не только причиняет психологические неудобства, но и может иметь серьезные последствия, такие как травмы или попытки самоубийства .

Это сфера деятельности психологов и психиатров. Хотя выявить агрессию у детей несложно, сложнее определить ее мотивы. Лечение основано на психотерапии.

Общие данные.

Данное состояние сложно однозначно классифицировать как заболевание. Агрессивное поведение у детей может быть вызвано объективными причинами, при которых центральная нервная система не выдерживает нагрузки и обращается к некоторому сопротивлению. Однако явным психологическим расстройством является агрессивное поведение ребенка без видимых причин.

Агрессивное поведение может проявляться у детей разных возрастных категорий. Даже дети первого года жизни могут проявлять агрессию. И хотя со стороны она может показаться доброй и забавной, тем не менее такие ситуации с проявлениями злобы, гнева и гнева не следует оставлять на волю случая.

Причины детской агрессии.

Дети, как и взрослые, еще не умеют «играть на публике». Их агрессивное поведение чаще всего носит реалистичный характер. С его помощью ребенок пытается добиться какой-то цели, но не развивает агрессивно дальнейшие отношения. Нередки случаи, когда маленькие дети, подравшиеся из-за игрушки, через некоторое время снова мирно играют. Хотя основной причиной агрессивного поведения ребенка является какая-то цель, на самом деле существует множество других факторов, которые заставляют ребенка проявлять агрессию. Основные из них:

  • семейные отношения;
  • характеристики отдельных персонажей;
  • индивидуальные особенности центральной нервной системы;
  • Пол ребенка;
  • Человеческие взаимоотношения и роли в окружающей среде;
  • провокационная ситуация.

Семейные отношения играют огромную роль в формировании поведения детей, в данном случае агрессивного поведения. Его формированию способствуют:

  • Частые ссоры между родителями на глазах ребенка;
  • домашнее насилие в форме нападения;
  • Классные отношения между родителями и детьми.

В первых двух случаях ребенок имитирует поведение родителя. Последний элемент – один из самых важных. Поэтому агрессивное поведение у ребенка может возникнуть, если ребенок родился нежеланным, но беременная не решилась на прерывание беременности. И мальчики, и девочки чувствуют, что их не любят так, как родители должны любить своих детей. Даже хорошие социальные условия жизни не могут компенсировать такое отвращение. Казалось бы, ребенка накормили, обули и одели, напоили витаминами и отправились на отдых, но отсутствие душевного тепла вызывает у него протест в виде . Агрессивное поведение.

Даже в семьях с хорошей атмосферой часто рождаются дети, которые вырастают раздражительными и эмоционально нестабильными. Он склонен к вспышкам агрессии на фоне некоторых негативных факторов: усталости, неудовлетворенности и просто детской депрессии.

Отдельной особенностью ЦНС, которая может способствовать агрессивному поведению детей, является врожденная слабость. Это не патология, а вариант нормы и в нормальных условиях никак себя не проявляет. Однако при определенных внешних раздражителях такая ЦНС не справляется с нагрузкой. Например, ребенок:

  • Замечания учителей и родителей я чувствую острее, чем мои коллеги;
  • Я быстро устаю, если готовлю обычный объем школьных домашних заданий

и так далее.

Мальчики могут быть более склонны к агрессивному поведению, потому что их учат быть «настоящими мужчинами». Такая дисциплина понятна, но в некоторых случаях крайние методы воспитания (например, ребенка заставляют проявлять твердое и бескомпромиссное сопротивление в конфликтах и ​​ссорах, не «разменивая» мирными решениями конфликтов) (нас постоянно учат, что надо) может привести к следующим последствиям: Постепенное формирование агрессивного поведения.

Следует отметить, что в последние годы участились случаи агрессивного поведения со стороны девушек, ведь девочек приучают к тому, что они должны постоять за себя в любой жизненной ситуации. Однако со стороны представительниц женского пола, независимо от возраста, подобные симптомы, как правило, выражены мягче, и провоцирующих факторов должно действовать больше, чем у мальчиков, чтобы спровоцировать агрессивное поведение.

Отношения ребенка со сверстниками – это мини-модель будущих «взрослых» взаимоотношений в окружающей среде. Дети общаются, подражая взрослым и пытаясь выступать в роли лидеров. Встречая детей, не желающих «подчиняться», они реагируют агрессивно и пытаются оказать давление на «враждебного» или «соперника», борющегося за лидирующее положение в среде.

Пожалуй, провокационные ситуации являются наиболее распространенным фактором, влияющим на детей и побуждающим их к агрессивным действиям. Обычно это временные события, такие как:

  • Резкие слова родителей;
  • недовольство оценкой;
  • Неспособность своевременно удовлетворить физиологические потребности (например, длительное голодание)

и так далее.

Даже у детей, которые по своей природе не агрессивны, симптомы агрессивности обычно развиваются при воздействии внешних провокаций. Это может произойти в следующих случаях:

  • В противном случае вы не сможете (или не захотите) выразить свои потребности;
  • Постарайтесь снять напряжение, вызванное жизненными ситуациями. Особенно это касается детей среднего и старшего школьного возраста.

Развитие патологии.

Прикладной смысл агрессии проявляется в ее проявлении ребенком и наблюдении за тем, «работает» поведение или нет. Когда это срабатывает, усиливается своего рода «рефлекс». В следующий раз, вместо того чтобы объяснить, задать вопросы или сдержаться, ребенок снова взорвется агрессией и еще раз оценит последствия. Каждая последующая история успеха укрепляет понимание того, что нападения являются средством достижения цели.

Во-первых, в основе такого поведения лежат негативные эмоции:

  • стимуляция;
  • злость;
  • нетерпимость

и так далее.

Затем они подкрепляются действиями. Дети могут:

  • ударять;
  • кусать;
  • сломать что-то

и т д

На физиологическом уровне агрессия заключается в нарушении возбудительных и тормозных процессов в структурах центральной нервной системы с преобладанием первых над вторыми. Триггером часто является органическое повреждение центров, контролирующих эмоциональные и поведенческие реакции. Такие поражения могут быть:

  • Врожденный;
  • Полученный.

В последнем случае:

  • заболевания или патологические состояния головного мозга (например, опухоли);
  • Его травматическое повреждение.

К таким травмам могут относиться:

  • внешний;
  • Ятрогенный – возникает в результате медикаментозного лечения. Зачастую это неправильная акушерская помощь или хирургическое вмешательство на тканях головного мозга.

Выявлены отдельные виды детской агрессии.

По направленности патологии классифицируют следующим образом:

  • Гетероагрессия – направленная на другого человека;
  • Нападение гомосексуалиста – направлено на самого себя.

Агрессия по своему происхождению – это:

  • Вызвано внешними факторами – причины, указанные выше;
  • Добровольно.

В зависимости от проявления симптомов выделяют следующие виды нарушений:

  • Выразительный. При этом ребенок всем своим видом пытается показать, насколько он злится. Делает он это с помощью мимики и жестов. Когда ребенка обвиняют в агрессивном поведении, он это отрицает;
  • Вербальный – ребенок произносит слова, оскорбительные для окружающих, повторяет ругательства, смысл которых может быть ему не понятен, но по своим наблюдениям он полагает, что они действуют (по крайней мере, на его сверстников);
  • Физический – Дети применяют физическую силу.

Симптомы детской агрессии.

Маленькие дети могут проявлять агрессивное поведение, даже если они еще не понимают его значения и последствий. Дети старшего возраста также могут проанализировать такое поведение и оценить, следует ли их наказывать за такое поведение.

Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что он выразит агрессию физически. Более того, оказывается, что существуют тривиальные причины агрессивного поведения ребенка, которые могут привести к значительным эмоциональным всплескам.

Еще одна особенность – маленькие дети могут проявлять агрессию, не «тормозя». Они могут:

  • ударять;
  • плевать;
  • толкать

и так далее.

В этом случае действие совершается независимо от степени авторитета окружающих. Дети могут нападать на своего отца, мать или бабушку.

По мере взросления детей их агрессивное поведение смягчается, у них развиваются коммуникативные навыки, расширяется словарный запас, набираются опыта наблюдения за другими. При этом возникают определенные ограничения – школьники не позволяют себе то, что можно купить дошкольникам.

Из-за этого формы выражения агрессии получают широкое распространение. Достижение цели носит уже не просто практический характер – такой ребенок проявляет свое отношение к проблеме, вызвавшей развитие у него агрессии. При этом развиваются «плохие» черты его личности, на фоне которых может возникнуть агрессия даже без практической подоплеки. Это:

  • эгоизм;
  • негодование;
  • Чувство мести.

Иными словами, проявления агрессии у пожилых людей часто принимают форму «театральности.

Развитие этого расстройства во многом зависит от таких факторов, как:

  • степень «испорченности» характера;
  • интенсивность внешних или внутренних раздражителей;
  • стремление достичь цели;
  • уровень самоконтроля.

Последний фактор во многом зависит от воспитания, поэтому в хорошей семье ребенок в 6-7 лет более сдержан, и неконтролируемая агрессия может появиться только при наличии заметных внешних раздражителей. Даже дети, которые в целом добрые, миролюбивые и послушные, могут взорваться агрессией, если им придется защищать свои интересы или позицию.

Если маленькие дети проявляют агрессию примерно одинаково, то по мере взросления могут наблюдаться различия в поведении мальчиков и девочек. Первые чувствуют в себе «мужское начало» и не стесняются открыто проявлять агрессию, а вторые действуют коварно, создавая «холодную войну» и выражая агрессию в какой-то невидимой извне форме. Они издеваются, высмеивают и сплетничают, и так далее.

От их агрессивного поведения могут пострадать дети постарше (особенно те, у которых в семье сложился культ воспитания). Они привыкли к мирной обстановке, атмосфере любви и культуры, поэтому необходимость грубо защищать свои интересы имеет разрушительное воздействие на них. И наоборот, дети из неблагополучных семей агрессивно самоутверждаются из-за чувства своей значимости, силы и влияния на детское окружение.

Необходимо помнить, что в период роста и подросткового возраста вполне типично агрессивное поведение. Это происходит в результате перестройки гормональных процессов в организме.

Диагностика.

Выявить агрессивное поведение у детей несложно. Его истинные мотивы определить еще труднее.

Агрессия у детей – сложное явление, требующее профессиональной коррекции. Спорадические (редкие) симптомы можно купировать усилиями педагогов и родителей, но если ребенок регулярно проявляет агрессию, без правильной диагностики и методов коррекции не обойтись. Как и при изучении соматических заболеваний, в оценке ситуации важное значение имеют жалобы родителей и педагогов на поведение ребенка, детали анамнеза (истории болезни), данные лабораторных исследований. Поскольку отклонения в поведении могут возникнуть вследствие врожденных патологий, могут потребоваться дополнительные методы исследования (оборудование и лаборатория.

Психологи изучают историю патологии, чтобы выявить следующие нюансы:

  • Как давно ребенок стал агрессивным;
  • Как часто происходят агрессивные нападения;
  • Кому они адресованы;
  • Какова ситуация дома, в детском саду, в школе;
  • Страдает ли ребенок какой-либо соматической патологией;
  • были ли ранее предотвращены такие нападения вторжения, и если да, то каким образом и с какими последствиями;
  • Если в семье есть еще дети, как вы можете оценить их поведение.

В ходе осмотра психолог оценивает поведение ребенка, коммуникативные навыки и готовность отвечать на вопросы специалиста.

Для сбора более полной информации предусмотрена специальная анкета с вопросами. Распространенными из них являются опросник Леонарда-Смишека и патологический диагностический опросник Ричко.

Используются также новые методы диагностики. Например, по просьбе психолога ребенок должен нарисовать картинку на определенную тему, тем самым позволяя определить его эмоциональное состояние.

Дифференциальная диагностика.

При выявлении агрессии у детей необходимо различать факторы, ее породившие. Это важные причины, либо ребенок просто защищает свои интересы, либо наблюдается крайняя снисходительность и несдержанность, и ребенок не исправляется коррекцией семейные и школьные учителя. Стратегии психологов и близких детей различаются в зависимости от причины развития агрессии.

Последствия детской агрессии.

Данное нарушение может иметь следующие последствия:

  • Неврозы – нарушения деятельности ЦНС в виде астении (неврастении), навязчивых или истерических эпизодов, снижения умственных и физических способностей;
  • Психопатия – нарушение личностных особенностей в виде эгоизма и эгоцентризма, отсутствия сопереживания и раскаяния;
  • Нарушения сна – ночная бессонница и дневная сонливость;
  • отклонения в социальном поведении – неумение ужиться в обществе, конфликты;
  • Склонность к суицидальным попыткам является наиболее серьезным осложнением агрессивного поведения детей. Это считается самоагрессивным.

Коррекция агрессивного поведения у детей.

Лечение таких расстройств бывает немедикаментозным и медикаментозным.

Немедикаментозные методы лечения включают в себя использование психотерапии. Основная цель – не убедить ребенка, что это невозможно сделать, а:

  • помощь в решении детских проблем;
  • Социальная занятость – детей учат помогать нуждающимся;
  • Научитесь подходящим способам выражения эмоций. Нельзя запретить ребенку выражать свои эмоции агрессивным образом, но объяснить ему, что можно добиться цели более правильным, а главное, эффективным способом

и так далее.

Занятия с маленькими детьми проводятся в игровой форме, но для детей более старшего возраста более эффективными будут беседы, направленные на передачу рациональных представлений о поведении. Другими словами, детей учат спрашивать что-то, а не активно требовать для себя объяснений. Сохраняйте свою позицию, не злитесь и т д.

Эффективными способами воздействия на случаи агрессивного поведения у детей являются:

  • игровые упражнения;
  • коммуникативное обучение;
  • Расслабляющее занятие.

В ходе игровых занятий ребенку предоставляется возможность проявить агрессию по отношению к неодушевленным предметам, таким как мячи, вода, бумажные конструкции. Не рекомендуется использовать игрушки в виде кукол или животных. Ребенок ассоциирует их с людьми. В ходе таких игровых упражнений ему предоставляется возможность выбора между агрессивными способами действий и более конструктивным взаимодействием с другими людьми (просить о помощи, давать, уступать и т д).

Мы проводим тренинги по общению для детей старшего возраста.

Таким образом ребенку передается представление о том, что он уже взрослый и его уважают, а потому обучение проводится так же, как и у взрослых. Это эффективно, потому что это формат группового занятия. Тем временем ребенок сказал:

  • наблюдать за другими;
  • Оцените собственные действия и способности;
  • «Попробуйте» позицию в форме: «Я хуже не могу, я справлюсь, я могу хорошо себя вести и достигать поставленных целей».

Психотерапевт моделирует ситуацию, просит детей рассказать, как бы они в ней поступили, и анализирует вместе с детьми ответы. Последний нюанс очень важен, так как подчеркивает, что мнение ребенка считается важным. Основная задача таких занятий – научить конструктивизму, убедить детей в том, что для достижения своих целей не нужно прибегать к агрессивным и влиятельным методам.

В расслабляющих занятиях детей учат «убегать» от таких чувств, как тревога, напряжение, страх, подозрительность, беспомощность в решении тех или иных задач, учат избегать приступов агрессии. Дети учатся расслабляться как умственно, так и физически, например, восстанавливая нормальное дыхание и переключая внимание.

Успешно используются и индивидуальные методы воздействия на таких детей. Поэтому, если вы заметили у своего ребенка хобби, нужно его развивать. Как только вы попадаете на крючок, вы перестаете концентрироваться на негативных вещах, которые могут вызвать агрессию. В то же время не стоит относиться к своему хобби фиксированно. Мои хобби — это не только бренды и коллекции автомобилей, но и желание попробовать себя в качестве волонтера и помогать ухаживать за животными в приютах.

Вспышки агрессии у детей во время путешествия можно легко контролировать. Мультикультурная среда имеет очень благотворное воздействие. Дети не только ценят неагрессивное поведение детей в окружающей их среде, но и увлекаются деталями их нового образа жизни, такими как традиции, еда, одежда, архитектура и т д.

Медикаментозная терапия необходима при признаках психических расстройств. Например, это острый психоз. Это выраженное отклонение психической деятельности, при котором поведенческие реакции существенно не соответствуют реальной ситуации (иными словами, проявляется неадекватная реакция на события).

Профилактика.

Вот как предотвратить агрессивное поведение вашего ребенка:

  • правильное воспитание в семье и школе, привитие общечеловеческих ценностей;
  • гармоничные отношения между всеми членами семьи;
  • уважение желаний и потребностей детей;
  • мирно разрешать конфликтные ситуации;
  • Они обеспечивают детей всем необходимым для комфортной жизни и учебы, включая полноценное питание и личный уголок для игр и выполнения домашних заданий.

Важно показать ребенку понимание своей цели, мягко, но настойчиво корректируя его поведение. Мы разговариваем с ним, как со взрослыми. «люди». Важно продемонстрировать свою веру в то, что ваш ребенок добьется успеха.

Прогноз.

Прогноз агрессивного поведения у детей в целом хороший. Корректировать поведение ребенка можно очень простыми психотерапевтическими методами. При этом не стоит полагаться только на психотерапевтов. Члены семьи и близкие люди играют огромную роль в коррекции поведения ребенка.

Работа с детьми, игнорируемыми в образовательном отношении, требует больше времени и усилий, но это не означает, что у таких детей нет надежды. Простые вещи, такие как понимание потребностей ребенка, реагирование на его желания, привязанность, любовь и доброта, могут быть очень эффективными и могут буквально творить чудеса. Как говорят специалисты: «Если благие намерения не помогают, то порцию следует увеличить вдвое».

Ковтнюк Оксана Владимировна, медицинский наблюдатель, хирург, врач-консультант.

Оцените статью
Mednarod.ru
Добавить комментарий