Ребенок не говорит: что делать?

Педиатрия

На развитие слова влияют самые разные факторы, поэтому речевое развитие детей не подчиняется строгим правилам и не укладывается в четкие временные рамки. В целом дети начинают проявлять себя примерно через полгода, а иногда и через год после приобретения навыков ходьбы и бега. Некоторым детям не составляет труда высказаться на любую тему уже в двухлетнем возрасте, а другие даже в трехлетнем возрасте еще не могут говорить. А поскольку формирование речи является залогом нормального личностного развития ребенка, то при задержке этого процесса родители бьют тревогу и начинают пытаться исправить ситуацию.

Чтобы иметь возможность вовремя улучшить речевые способности малыша, стоит ознакомиться с примерными сроками его появления и факторами, которые могут изменить его сроки. Хотя бывают ситуации, когда помочь может только специалист, в большинстве случаев достаточно обратить особое внимание на следующие моменты:

  • скорость накопления словарного запаса;
  • наличие или отсутствие желания разговаривать;
  • Физическое и психологическое состояние ребенка.

Попробуем разобраться в этом вопросе и узнать, когда стоит беспокоиться о речевом развитии ребенка и какие меры предпринять в тех или иных ситуациях.

Основные этапы речевого развития ребенка.

Самый важный и продуктивный период в развитии речи ребенка – с 8 месяцев до 4 лет.

На протяжении этого периода дети проходят несколько этапов речевого развития:

  1. от 8 месяцев до 1 года. В этом возрасте у большинства детей формируются простые слова, состоящие из отдельных слогов, повторяющихся слогов (например, ма-ма, ба-ба, па-па, би-би), а также односложные слова (ам, му, гав и др.) . Нет, пожалуйста, дайте мне это).
  2. Примерно полтора-два с половиной года. В этом возрасте словарный запас детей значительно увеличивается. Дети выражают себя, используя более сложные слова (состоящие из нескольких слогов), простые словосочетания и словосочетания. Он может говорить о нескольких явлениях, действиях и предметах. Например, «Мама, дай мне стакан», «Папа, пожалуйста, дай мне поесть» и «Дай мне что-нибудь выпить.
  3. 3 года. В этом возрасте дети пробуют менять слова по роду, падежу, числу и т д. Вы уже можете простыми предложениями рассказать о фотографиях, вещах, которые вы видели на улице и т д. В этом возрасте начинается так называемый период «почему». Детям интересно буквально все, что их окружает. Чем терпеливее и детальнее родители постараются ответить на все вопросы малыша, тем больше расширится кругозор малыша.
  4. Возраст 4 года. Большинство дошкольников в принципе способны строить сложные предложения, описывающие окружающий мир.

Если заметна явная задержка на каком-либо этапе речевого развития ребенка, родителям следует встревожиться и постараться выяснить причины таких отклонений от нормы. Такие эксперты, как:

  • невролог;
  • психолог;
  • логопед;
  • Врач-оториноларинголог.

Только с помощью квалифицированного врача вы сможете убедиться, что все в порядке, и увидеть, над чем вам нужно поработать, чтобы помочь ребенку как можно скорее перейти на следующий этап речевого развития.

Задержка речевого развития.

Задержка речевого развития ребенка (ЗРР) – это медленное освоение правил родного языка, начиная с ранних онтогенетических звуков и заканчивая словарным запасом, грамматикой, фразировкой и связными звуками. Диагноз РРП можно поставить у детей до 4 лет. По статистике РДР выявляют у 3-10% детей, однако мальчики сталкиваются с этой проблемой в четыре раза чаще, чем девочки.

Задержки в речевом развитии часто возникают наряду с другими нарушениями развития у младенцев, приводя к умственной отсталости.

Основными физиологическими факторами, вызывающими РРР, являются:

  • укорочение язычной уздечки или другие аномалии строения языка или неба;
  • слабо развитые органы артикуляции (мышцы лица, языка, губ);
  • Нарушение связей в определенных участках мозга, отвечающих за речь. При таких проблемах, как правило, ребенку становится трудно контролировать свои губы, челюсть и язык. Проблемы с питанием также могут указывать на наличие этих расстройств. Чаще всего нарушения связности отдельных участков головного мозга возникают в результате травм при рождении и становятся заметными уже на первом году жизни;
  • Дисфункция слуховой системы у детей. Возникает преимущественно вследствие генетической предрасположенности или неблагоприятного воздействия на плод во время беременности;
  • Потеря слуха из-за ушных инфекций.

Следующие признаки могут указывать на возможную задержку речи:

  1. До года малыши менее реагируют на внешние звуки и редко издают звуки самостоятельно.
  2. К году ребенок еще не умеет говорить «до свидания», указывая пальцем на интересующие предметы, не машет рукой и не использует другие распространенные «детские» жесты.
  3. К полутора годам они уже не пытаются имитировать звуки и часто не знают, что делать, когда их просят сделать простые вещи.
  4. Дети старше 2 лет не издают спонтанно звуки, не имитируют речь и не жестят. Я могу издавать лишь небольшой звук.
  5. Голос ребенка ненормальный (писклявый, гнусавый и т д.).
  6. Взрослые, которые живут с детьми и ухаживают за ними, редко понимают детский язык. В принципе, в обычных обстоятельствах родственники должны понимать следующее:
    • Полслова – через 2 года;
    • три четверти – в трехлетнем возрасте;
    • Все, что говорит ребенок, — это история 4-летнего ребенка (и в то же время слова 4-летнего ребенка должны быть прекрасно понятны даже незнакомым людям).

Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы один из перечисленных признаков, следует немедленно обратиться за помощью к профильному врачу (офтальмологу, отоларингологу, неврологу и т д.), и после подтверждения диагноза будет назначено необходимое лечение.

Чтобы определить, к какому врачу следует обращаться в вашем случае, необходимо провести обследование головного мозга (УЗИ, компьютерная томография и т д.). Помните, что лучше выразить необоснованную озабоченность по этому поводу, чем потерять драгоценное время и связаться с нами слишком поздно. Ведь чем раньше начнется лечение задержки речи у ребенка, тем больше вероятность, что он сможет нормально функционировать в школе.

Почему ребенок не говорит?

Стоит отметить, что в последнее время появляется все больше «тихих» и в то же время совершенно здоровых детей, которые сильно отстают от других детей по уровню речевого развития. Статистика показывает, что количество невербальных детей увеличивается с каждым годом. По мнению экспертов, на развитие этой тенденции сильное влияние оказывают такие социальные факторы, как:

  1. Недостаток внимания у взрослых, живущих с детьми. Ребенку просто не с кем поговорить. Распространенная ошибка, которую допускают сами родители – пренебрежение детьми, особенно после напряженного рабочего дня. Все используют вредные фразы типа «Что это за глупый вопрос?», «Я устал, заткнись на секунду», «О чем ты говоришь», «Давай поговорим позже» и т д. Возможно, вы тоже знаете. Подобные высказывания полностью убивают у ребенка желание общаться.
  2. Различные гаджеты – «лучшие друзья» детей. Многие родители, слишком занятые своей работой или домашними делами, не знают, как выделить время для «живого» общения с детьми, и вместо этого предоставляют детям телевизор, планшет или компьютер.

Психологи заметили, что такой стиль воспитания негативно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его эмоциональное состояние.

  1. Частые ссоры между родителями, громкие конфликты между членами семьи.
  2. Если мать или отец говорят слишком быстро, ребенку становится трудно разделять отдельные слова и соответственно овладевать речью.
  3. Члены семьи говорят на разных языках или члены семьи иммигрировали в другую страну. Детям необходимо изучать более одного языка одновременно, что занимает немного больше времени.
  4. Родительская чрезмерная опека лишает ребенка необходимости изучать язык, поскольку все его потребности моментально угадываются и удовлетворяются.

Еще одна причина, почему дети молчат, — аутизм. Число детей, живущих в «своем мире», буквально увеличивается с каждым годом. Аутистам не нужно общаться с внешним миром, поэтому они не чувствуют необходимости изучать родной язык. С такими детьми «работают» психологи, неврологи и психотерапевты.

Доктор Комаровский о том, когда ребенок начинает говорить.

По мнению известного педиатра Е. О. Комаровского, весьма распространенными причинами задержки речевого развития у детей являются:

  • Отсутствие родительского терпения. Обычно, когда двухлетний малыш не проявляет никаких навыков речи, родители начинают нервничать и очень активно и увлеченно работают с малышом, прибегая к помощи различных специалистов. К сожалению, такое поведение матерей и отцов часто приводит к обратному результату. Ребенок не понимает, чего от него ждут, и замыкается в себе;
  • Отсутствие должного внимания со стороны родителей и замена различными современными устройствами. По мнению доктора Комаровского, эта тенденция в современном мире набирает обороты. Родители в основном тратят время на работу, компьютеры, хобби, походы в спортзал, просмотр любимых сериалов, и в результате детям не хватает времени. К сожалению, в таких семьях «бездушные» инструменты таких семей играют гораздо большую роль в жизни ребенка, чем небольшие кусочки общения с родителями. Детей некому научить говорить, а гаджеты не требуют воображения, поэтому здесь вам остается просто следить за происходящим на экране. Результат очевиден – «затрудняется» речевое и эмоциональное развитие;
  • Детям не обязательно говорить о себе. Как ни странно, тихие дети могут очень хорошо говорить. Если ваш малыш легко выполняет от вас различные простые просьбы (например, показать вам предмет с названием или отнести этот предмет на свое место), но не говорит, то это потому, что ваши родители. Это означает, что потребность в языке не был создан.

Посмотреть видео доктора Комаровского о задержках речи (Воображение и Правда) можно здесь:

Полезные советы от специалистов родителям.

Чтобы обеспечить правильное развитие речи вашего ребенка с самого начала и значительно снизить вероятность задержки развития речи в будущем, эксперты советуют:

  1. С рождения до 3 месяцев разговаривайте с малышом нежным голосом или пойте песенки, одновременно перемещаясь по кроватке, где лежит малыш, и регулярно меняйте положение звуков.
  2. В возрасте от 3 до 6 месяцев постарайтесь вызвать у ребенка звуки (лепет) в зависимости от вашего общения. С другой стороны, оставайтесь счастливыми, улыбайтесь и смейтесь во время контакта.
  3. От 6 месяцев до 1 года активно стимулируйте лепет вашего ребенка. Для этого нужно взаимодействовать с ребенком каждый раз, когда он начинает лепетать, как можно чаще повторяя простые слова типа мама, дай, папа и т д. Кроме того, на этом этапе необходимо научить малыша двигаться и вести себя в ответ на определенные слова взрослых (например, «Ладно», «пока», «пока», дай ручку, дай игрушку и т д).
  4. С 1 до 2 лет дети вместе изучают названия окружающих их вещей (мебели, посуды, посуды, одежды), животных, птиц, частей тела. Также необходимо объяснить малышу связи и взаимоотношения между предметами. Например, ребенок в этом возрасте уже может выполнять две-три команды: «Кошка ест из миски», «Мама моет чашку», «Машина бежит по дороге». Действия: пойти, взять, принести.
  5. В возрасте от 2 до 3 лет дети знакомятся с более сложными предметами, действиями и картинками и должны устно рассказывать о том, что они изучают. В этот период ребенку важно максимально слушать и понимать разговорную речь, а для этого можно читать простые рассказы или стихи. До трех лет ребенок должен научиться рассказывать о своих впечатлениях, увиденных предметах и ​​их свойствах, правильно произносить слова и составлять предложения.

Если физически здоровый ребенок к 2 годам значительно отстает от других детей в речевом развитии, но врач не выявил у ребенка такого заболевания, как умственная отсталость, у ребенка может быть устоявшийся ребенок дома изменить правила воспитания и образа жизни семья. При этом стоит помнить, что чаще всего к трем годам дети делают прорыв, что называется, и хорошо говорят. Вам нужно поработать над этим вместе с ребенком, но не следует делать это с большим энтузиазмом, чтобы не навредить ребенку.

Что же можно и нужно предпринимать, чтобы разговорить малыша?

Рекомендации родителям:

  1. Хотя устройства прочно вошли в нашу жизнь, полностью оградить детей от контакта с ними невозможно и не нужно. Ни при каких обстоятельствах их нельзя отнимать у малыша. Эксперты рекомендуют детям меньше времени проводить за просмотром телевизора и за общением с планшетами и смартфонами. Но чтобы эти события не стали болезненными, малыш получает больше удовольствия от эмоциональной близости родителей, живого общения, совместных игр и прогулок, чем от контакта с ними.Нужно строить общение с мамой гаджет.
  2. Детям всегда нужно слышать вашу речь. Если вам не о чем поговорить, комментируйте все свои действия. Это не только обогащает словарный запас вашего малыша, но и помогает сформировать понимание взаимосвязи между движениями и объектами.
  3. Планируйте активное и продуктивное времяпровождение с ребенком:
    • прогулка на природе в парке отдыха;
    • Отведите ребенка в зоопарк или на детскую площадку;
    • Играйте в развивающие игры, соответствующие возрасту ребенка;
    • читать сказки;
    • Посмотрите на картинки и задайте ребенку несколько простых вопросов. «Кто это?», «Какого он цвета?», «Что он делает?»;
    • Выучите потешки, простые потешки и фразы с движениями, не сложными для малыша (например, «Ладушки»).
  4. Работа над развитием мелкой моторики. Специальные упражнения для улучшения мелкой моторики помогут активировать языковой центр мозга:
    • Перекусить макаронами или хлопьями;
    • завязывать и развязывать шнурки;
    • Сделать формочки из глины и соленого теста;
    • пальчиковая краска.
  1. Когда ребенок пытается произнести слог или целое слово, родитель замечает это и соответственно улыбается и дает словесную похвалу, а также сразу же пытается выполнить только что высказанную просьбу. Только в такой позиции вы сможете побудить малыша сначала озвучить свои потребности, а затем уже полноценно общаться. Если в ответ на молчание ребенка вы отреагируете негативно, отругаете ребенка, потребуете слов или рассердитесь на представление, это ни к чему хорошему не приведет. Ваш ребенок может стать замкнутым, отстраненным и неприветливым. Короче, ты с чем-то давно.
  2. Для молчаливых детей может быть очень полезным посещение мест, где собираются дети (песочницы, игровые площадки, детские парки, игровые центры). Необходимость взаимодействия с другими детьми прекрасно стимулирует речевые навыки малыша.
  3. Когда ребенок пытается сообщить о своих потребностях жестами, криками или «стонами», а не словами, следует сразу догадаться, что нужно ребенку, и реагировать на все просьбы. В таких ситуациях специалисты рекомендуют задавать ребенку уточняющие вопросы, как бы побуждая к диалогу.

По мнению многих специалистов, для трехлетних детей, которые еще не говорят, посещение детского сада будет полезным. Как показывает практика, в группе детей, где дети пытаются подражать друг другу, даже самый тихий ребенок начинает говорить. Конечно, прежде чем начать посещать детский сад, ребенка необходимо правильно к этому подготовить. Кроме того, следует обсудить имеющиеся проблемы с учителем, чтобы избежать давления на ребенка. Потому что когда ребенок хочет, он начинает общаться сам с собой (в детских садах чаще всего дети начинают активно разговаривать через одну-две недели).

Речевое развитие детей очень индивидуально и зависит от таких факторов, как генетика, условия обучения и мотивация. И важно понимать, что успехи ребенка в этом плане во многом зависят от спокойствия и рассудительности родителей. Обычно помощь врача требуется в редких и сложных ситуациях. И в большинстве случаев родители могут помочь своим детям, уделяя им все свое внимание, защищая их от стресса и поощряя их высказывать свои потребности.

Токарева Лариса, педиатр и медицинский наблюдатель.

Оцените статью
Mednarod.ru
Добавить комментарий