Дислалия у детей: что это такое, методы коррекции

Педиатрия

Одним из наиболее частых речевых нарушений, с которыми сталкиваются логопеды, является афазия. Это нарушает произношение звуков здоровым слухом. Дислария особенно часто встречается у детей дошкольного возраста.

Виды дислалии.

Термин «дислалия» переводится с латыни как «расстройство речи». Некоторые звуки дети с дисларией вообще не произносят, либо пропуская их в словах, искажая, либо заменяя совершенно другими звуками. Как это выглядит на практике?

Звуковые пропуска проявляются в виде потерь в начале слова (например, ребенок говорит «иснок» вместо «рисовать») или в середине слова («вона» вместо «ворона»).) И наконец («пова» вместо «кук») Искажение звука проявляется в том, что малыш произносит не правильный звук, а неправильный звук, которого вообще нет в русском языке.

А иногда оказывается, что во время разговора ребенок просто заменяет «неудобный» звук на «комфортный», и вместо «пошел» становится «сидел» или «сумочка» становится «фумочка.Масу».

Логопеды различают простую и сложную афазию. Простая афазия характеризуется нарушением произношения какого-либо одного звука или группы однородных звуков (например, группы свистящих звуков С, З и С). Если у вашего малыша проблемы с произношением разных групп звуков, например, свиста или шипения, врачи говорят о сложной дисфонии. Обычно выделяют следующие типы голосовых групп:

  • Сонора (R, L, M, N, J);
  • Свисток (С, З);
  • Шипящий звук (шшш, фах, шш, шш).

Чаще всего дети неправильно произносят шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Ц, свистящие звуки – С, З, Ц и сонарные Р, Л. Х, Г, Д, Т, Й, В, Ф.

Причины дислалии.

Существует множество причин дисралии. Вообще говоря, эта проблема может быть связана с особенностями строения зубочелюстного аппарата или влиянием психического развития ребенка и окружающей его среды. В зависимости от причины логопеды различают механический и функциональный виды афазии.

Механические нарушения речи связаны с особенностями строения артикуляционных органов ребенка (т.е языка, губ, челюсти). Очень частой причиной механических нарушений речи у детей является короткая уздечка языка или верхняя губа. Реже причинами афазии являются чрезмерно большой или маленький язык и толстые, жесткие губы.

Не менее важную роль в формировании механической афазии играют также неправильный прикус, мелкие или редко расположенные зубы, патология верхнего неба.

Стоит отметить, что структурные дефекты суставного аппарата могут быть не только врожденными, но и приобретенными. Например, если вашего ребенка медленно отлучают от соски, у него может сформироваться неправильный прикус.

Причинами развития функциональной афазии являются социальные и биологические факторы. Поэтому, как и ожидалось, дислария возникает у детей, подвергшихся воспитательному пренебрежению, где никто не участвует в развитии ребенка. На формирование речи малыша большое влияние оказывает окружающая среда. Дети подражают тому, что говорят взрослые. Если у родителей или родственников есть языковые проблемы (жесткий язык или речь на диалекте), дети также могут перенять этот уникальный способ общения. Кстати, именно по этой причине психологи не рекомендуют «курить» вместе с детьми. Это связано с тем, что такая искаженная манера речи может восприниматься ребенком как правильная, а это может привести к развитию афазии.

На развитие речи также влияет здоровье ребенка. Поэтому судорожные расстройства наблюдаются не только у умственно отсталых детей, но и у ослабленных и часто болеющих детей.

Коррекция дислалии.

Дислалия – это полностью обратимое языковое расстройство. И если родители вовремя заметят проблемы ребенка и обратятся к логопеду, положительный результат гарантирован.

Прежде всего необходимо выяснить причину дизрарии. Поэтому, если причиной является уже существовавшая проблема с прикусом или выравниванием зубов, проводится ортодонтическое лечение. Дополнительно может потребоваться консультация невролога.

Если у малыша физиологическое нарушение речи, с вами начнет работать логопед. Процесс аудиокоррекции проходит в несколько этапов:

  • Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопеды ставят перед собой такие задачи, как развитие слухового внимания и памяти ребенка. Логопед также проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для улучшения речевой моторики.
  • Следующий этап – формирование навыков произношения. На этом этапе логопед работает непосредственно над устранением имеющихся недостатков. С помощью специальных упражнений специалисты развивают у ребенка умение различать звуки произношения и произношения, сходные по звучанию.
  • После успешного выполнения этих задач логопед приступит к развитию навыков произношения в свободной речи ребенка.

Коррекция афазии преимущественно проводится в игровой форме. Логопед рекомендует ребенку специальные упражнения, предназначенные для формирования правильного произношения звуков.

Для достижения желаемого результата логопедические занятия следует проводить регулярно, несколько раз в неделю. Оно не должно ограничиваться обучением только экспертов. Родители могут попросить логопеда научить их упражнениям, которые следует выполнять с ребенком дома. Лечение простой афазии обычно занимает от 1 до 3 месяцев, тогда как при сложной афазии оно может занять немного больше времени, до 6 месяцев.

Валерия Григорова, врач, медицинский наблюдатель.

Оцените статью
Mednarod.ru
Добавить комментарий